Коллеги, спасибо за ваше ожидание. В последнее время много времени я уделяла командировкам и проектам, и рада представить, наконец, вашему вниманию следующую статью.

Шаг 3

Итак, цели на коучинг определены, они являются открытыми для руководителя-клиента, спонсора и других заинтересованных лиц. Вы провели установочную сессию, цель которой обсудить и договориться о процессе коучинга от начала до его завершения.

ОТ УСТАНОВОЧНОЙ СЕССИИ К ПОСЛЕДУЮЩИМ СЕССИЯМ

Последующие ссессии проводятся между вводной (установочной) и заключительной сессиями. На них коуч и клиент прорабатывает цели, поставленные на вводной сессии. 

SU_new_photo

Светлана Чумакова,
MCC ICF,
Executive Coach,
Генеральный Директор ICA

План проведения этих сессий представлен ниже:

Ван Гог, "Пейзаж с домом и пахарем"

Ван Гог, “Пейзаж с домом и пахарем”

1. Определите условия.
Время, критерии, процесс, заинтересованных лиц, логистику и другие условия.

2. Обратитесь к каждой из целей.
Попросите клиента коротко – одним словом или фразой – описать, что он в настоящий момент чувствует по отношению к той или иной цели. Слова не обязательно должны быть позитивными, но должны точно отражать истинное положение. Если клиент начнет вдаваться в детали, скажите, что у него ещё будет возможность это сделать на более позднем этапе сессии.

3. Определите желаемые результаты клиента.
На начальном этапе спросите клиента, чего он хочет достичь во время коуч-сессии. Если клиент затрудняется, краткий обзор целей поможет ему получить представление о желаемых результатах сессии. Например, желаемые результаты для второй сессии могут быть сформулированы как «увидеть ясный путь к моим целям», а на более поздней – «совершить движение в направлении цели». Результаты сессии всегда следует формулировать позитивно. Допустим, вместо «чувствовать себя менее тревожным» сказать «чувствовать себя более уверенным». Во второй фразе больше устремленности и видения будущего.

 4. Проработайте цели.
Прорабатывайте основные 2-3 цели по очереди, чтобы клиент имел выбор. На сессиях вы будете применять модель GROW для каждой цели, определяя действия там, где это необходимо. Иногда нет необходимости в каких-либо действиях. Клиенту достаточно просто прожить новые инсайты и провести больше времени в осознании своей цели.

Начиная с третьей сессии просмотрите деятельность, определенную в прошлый раз, отметьте, чего клиент смог достичь, и исследуйте любые препятствия или проблемы, возникшие в процессе совершения действий. Не обязательно прорабатывать основные цели каждую неделю. Клиент сам распоряжается своим временем. Он должен использовать свои записи или рабочий бланк клиента для второй и всех последующих сессий.

  • Делайте заметки о любых новых открытиях и инсайтах, возникших во время сессии, и попросите клиента делать то же самое.
  • Используя модель GROW, проверьте деятельность, определенную на предыдущей сессии.
  • Определите новые действия, запишите их (и коуч, и клиент) и переходите к следующей цели.

 5. Проверьте записи о новых действиях.
Попросите клиента прочитать записи о его действиях по всем целям, чтобы убедиться, что вы оба записали одно и то же.

6. Завершите сессию.
Поблагодарите клиента, ободрите его, дайте обратную связь о позитивных моментах в сессии, попросите его дать свою обратную связь и и предложите завершить сессию.

Время от времени в течение серии коуч-сессий предложите клиенту сверить его движение с намеченным планом, полученным опытом. Проверяйте, как изменяется список простых целей, и отмечайте, насколько клиент продвинулся.

Коучинг-план

Елизавета Старостина, "Прыжок"

Елизавета Старостина, “Прыжок”

Важной частью построения коучинговых взаимоотношений является создание коучинг-плана. Сформулированный как одна из основных компетенций коучинга ICF , План представляет собой согласованную установку целей и понятий, основанных на базовых потребностях и желаемых результатах, над которыми коуч и клиент будут совместно работать во время коучинг-отношений. Он может быть формальным или неформальным, зависеть от того, работаете ли вы с клиентами индивидуально или в рамках организации, где могут потребовать отчёт о работе.

Коучинг-план создаётся вместе с клиентами, в идеале – клиент самостоятельно делает записи.

  • Он объединяет цели, желания, интересы и воспринимаемые препятствия, основываясь на вводной форме в конкретном плане развития.
  • Он может использовать результаты одного или нескольких исследований (интервью, 360, MBTI, FIRO-B, DISC, HOGAN, другие).
  • Он устанавливает конкретные промежуточные результаты, которые нужно достичь в ходе взаимодействия коуча и клиента.
  • Он короче, чем Вводная форма – Установочной сессии, и обычно занимает всего одну страницу.
  • Для клиентов во время 3х – сторонней корпоративной встречи коучинг-план может быть сформулирован и в начале процесса коучинга. Для индивидуальных клиентов это можно сделать после 2-3 сессий, когда отношения установлены, и наиболее важные задачи клиента стали яснее.

Существует ряд преимуществ наличия Коучинг-Плана. Во-первых, он служит «мостиком» между тем, где мы находимся, и тем, куда хотим прийти: «и если вы потерпели неудачу, лучше чтобы она была только в вашем плане». Это как ссылка на начало, середину и окончание контракта на коучинг, чтобы напомнить клиенту, к каким целям он стремится, чтобы показать необходимость или возможность скорректировать свой путь к ним и чтобы увидеть, к чему они приведут, когда коучинг завершится.

Выполнение плана

Формулирование коучинг-плана – это только начало. Оно должно быть продолжено выполнением плана. Так как цель была поставлена, активные шаги и результаты должны быть определены незамедлительно. Через 1-2 недели (или даже несколькими месяцами позже) клиенты могут понять, что их цели изменились и, как следствие, коучинг-план также требует корректировки. Это нормально до тех пор, пока клиент не начинает избегать изменений в их начальном состоянии! Корректировка коучинг-плана уместна с течением времени, и это одна из коучинг-компетенций ICF.

Ваша роль как коуча в выполнении коучинг-плана заключается в том, чтобы:

  • поддерживать,
  • поощрять клиентов «идти к их целям / за их мечтами»,
  • ставить вызовы (держать и высоко поднимать планку),
  • направлять клиентов к людям, ресурсам и информации, которые нужны им для достижения цели,
  • следить за тем, чтобы клиенты несли ответственность за результаты, к которым, по их словам, они стремятся,
  • хранить записи развития клиентов в процессе сессий (минимально или более детально в зависимости от вашего коучинг-стиля),
  • не давать клиентам опускать руки, когда они терпят неудачу в действиях, которые решили совершить,
  • отмечать их успех.

Что еще важно помнить и учитывать

Анри Матисс, "Красные рыбки"

Анри Матисс,
“Красные рыбки”

1. ВАЖНО четко понимать и объяснять отличия целей, задач и результатов. В процессе достижения цели можно сбиться с пути, путая цели с задачами и результатами. Когда мы совершаем эту ошибку, возникает вялость, мы теряем энтузиазм и видение перспективы.

2. Работая как внешний коуч с топ-менеджерами организации, лидерами и вновь назначенными руководителями, помните, что ваши клиенты – руководители всегда на виду у окружающих, как «золотые рыбки в аквариуме». Кто-то из них захочет, чтобы другие замечали их изменения и результаты от коучинга, кто-то будет скрывать свою работу с коучем. Будьте чувствительными к этому и проявляйте эмпатию. Эта тема также может стать частью коучинга.

3. В организациях будьте готовы к тому, что вы будете отправлять отчеты по проведенным коуч-сессиям. В компаниях, где коучинг признан и уже является нормой или частью корпоративного L&D процесса, вы, скорее всего, получите форму-шаблон для внутренней отчетности. А там, где коучинг только находит свое место и формализацию, вас попросят предоставить эту форму отчетов.

businesscoaching_acsth_07_10

[vfb id=’26’]

© Светлана Чумакова, MCC ICF, 2016