Как Executive сoach* я сотрудничаю с лидерами компаний и их командами. У каждого руководителя наряду со знаниями и навыками по управлению людьми проявляется и его персональный стиль лидерства.

В одной из компаний у нас была встреча с руководителем моего клиента, и мы обсуждали цели, которые он и его фирма ставят перед коучингом. Руководитель вел себя довольно агрессивно, высказывал мнение о том, что коучем может быть только эксперт в их бизнесе, и нет ничего такого, чему он сам не сможет научить своего подчиненного. Его стиль общения был на грани жесткости и грубости. Границы дозволенного он не переходил, но запугать меня пытался. Тогда я представила себе, что чувствуют его сотрудники, которые ежедневно находятся под таким прессингом и подвергаются непредсказуемым реакциям босса. Он – профессионал высочайшего класса и достигает существенных показателей в бизнесе, но людям под его руководством приходится непросто. Была и другая ситуация. На похожей встрече я услышала другую цель от начальника моего клиента: «Пусть сам решит. Я не могу говорить о том, чего я жду, не хочу давить, он сам должен знать свои цели. Для меня главное, чтобы ему было комфортно, и он понимал, что компания заботится о нем и его развитии». Наряду с другими вариантами эти два полярных примера часто встречаются на практике.


SU_new_photo
Светлана Чумакова,
MCC ICF,
Executive Coach,
Генеральный Директор ICA

Лидерство не появилось само по себе, оно эволюционировало от жестких военных моделей, существовавших столетия назад, к современным теориям научного менеджмента, ситуационного лидерства, лидерства как служения, вдохновляющего лидерства и к другим широко обсуждаемым сегодня стилям.

Рассмотрим подборку некоторых теорий лидерства, базирующихся на ключевых вопросах: Кто, Что, Когда, Где, Почему и Как.

1. Кто такой лидер? В голову сразу приходит образ безукоризненно выглядящего высокого мужчины в темном костюме. Он обладает авторитетом, твердым рукопожатием, теплой улыбкой и спокойным взглядом. В течение долгого времени лидеров выбирали, исходя из их внешних данных и характеристик: рост, пол, происхождение, образование и стиль разговора. В реальности оказалось, что этот подход базировался на ложных предположениях, но такие предубеждения до сих пор существуют. Сегодня это называют представительной внешностью. Критерии несколько изменились, но до сих пор внешний вид существенно влияет на людей. Как говорится, «встречают по одежке».

2. Как лидеры действуют? Данниэль Гоулмен, Ридчард Е. Бояцис, Энни МакКи в книге «Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта» описали шесть различных стилей лидерства:

1. Директивный: беспрекословное и быстрое исполнение. Подача распоряжений или указаний, что нужно сделать.

2. Авторитетный: предоставление долгосрочного направления для сотрудников. Вдохновение на действия через личное и профессиональное видение.

3. Товарищеский: Создание гармонии среди сотрудников, между руководителями и подчиненными. Установление комфортной окружающей среды.

4. Сотрудничающий: Повышение лояльности у подчиненных и генерирование новых идей. Сотрудничество для достижения цели.

5. Эталонный: Доведение исполнения заданий до совершенства. Установление высоких стандартов, к которым будет стремиться команда.

6. Коучинговый и наставнический: Долгосрочное профессиональное развитие работников. Забота о том, как помочь людям правильно применять свои сильные стороны и встречать вызовы. Создание плана развития, который поможет им раскрыть свой потенциал.

В целом, эти стили определяют лидеров по критериям их поведения. На чем лидеры фокусируются в большей степени? На задачах и результатах или на отношениях к людям и заботе о них? Чаще всего лидеры показывают свой предпочитаемый и естественный стиль, но эффективные руководители могут быть мягкими и жесткими одновременно, они свободно переключаются с управления и исполнения задач на заботу о людях.

3. Когда и где лидеры фокусируются на человеке или задании? Этот вопрос находится в области Ситуационного Лидерства. Подходящий стиль лидерства зависит от понимания ситуационного контекста и деталей.

4. Что лидеры знают и делают? Каковы их компетенции? Какое ключевое ядро знаний, навыков и ценностей определяет успешных руководителей? В модели лидерства фокусирование происходит одновременно на ситуационной и бизнес-стратегии.

5. Почему лидеры значимы? Некоторые теории лидерства незаметно ушли от компетенций, чтобы сфокусироваться на результатах. Лидерство – это получение правильных результатов правильными способами. Руководителям нужно постоянно достигать баланса между сотрудниками, клиентами, инвесторами (акционерами) и результатами организации, для того, чтобы обеспечивать устойчивый успех.

Личное мастерство

psCg9WNXo_cЛидерами не рождаются, ими становятся. Даже, если есть врожденные качества, которые помогают вести людей за собой, то куда и как вести – это осознанная ответственность. Лидеры – это ученики, и их «университеты» повсюду. Мы учимся на своих ошибках и успехах, с помощью книг, коллег, руководителей, друзей и жизни в целом.
Лидеры знают, что значимо для них. Они вдохновляют, пробуждают честность и добрую волю в других, потому что действуют прямо, открыто и с доверием. Они могут быть отважными и храбрыми, но при этом проявлять терпение по отношению к двойственности, неопределенности и к кризисам окружающего мира. Однако действия и знания – это еще не все, что характеризует людей.
В реальности есть много вещей, которые мы про себя не знаем, потому что у каждого есть ограниченное видение, «слепые» зоны. Иногда мы путаемся в мыслях и спешим с выводами. У нас могут быть слабые коммуникационные навыки, которые мы способны улучшать.
Личный профессионализм требует времени, концентрации и помощи от других. Лидерам нужен взгляд со стороны от людей, заинтересованных в их успехе.
«Ключ для выхода из коробки, находится за ее пределами» — это хороший повод для того, чтобы работать с внешним коучем, который поможет вам увидеть возможности и найти решения за рамками ваших привычных способов. Если вы не работаете с ментором или практикующим кочуем, вы упускаете один из наиболее эффективных путей выстраивания своего мастерства.

ПРАКТИКА В ЖИЗНИ: 5 шагов к новым перспективам

1. kinopoisk.ruСо своим коучем или самостоятельно исследуйте и оцените свои стили лидерства (Колесо Лидерства как визуальная форма поможет вам увидеть и сопоставить реальность и желаемые показатели).

2. Выберите сами, какие стили лидерства вы хотите развивать или усиливать прямо сейчас. Какие у вас приоритеты? Чему вам нужно научиться и что освоить, чтобы овладеть выбранным стилем?

3. Ответьте себе на вопросы. Почему именно этот стиль я хочу усиливать? Как я хочу действовать, выглядеть и общаться? Что и как говорить людям? Как расширится диапазон, и как будет проявляться гибкость в моем лидерстве? Какие стили я хочу демонстрировать в общении с конкретными людьми и в каких ситуациях? Что это даст для меня и для других?

4. Договоритесь с коучем, руководителем или коллегой, чтобы они наблюдали за вами и давали обратную связь. Поблагодарите их за честность и поддержку в момент, когда вы выходите из привычной зоны комфорта для достижения высоких результатов.

5. Действуйте! Начните прямо сейчас делать то, что вы решили.

Источники:

1. Даниэль Гоулман «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта», Дэниел Гоулмен, Ричард Бояцис, Энни МакКи.
2. Business Harvard Review, 2012.
3. Дополнительные ресурсы для оценки стилей Лидерства:
оценка HEY Group, HOGAN Assesment, 360°.

Executive сoach* – личный коуч для Топ — менеджеров.

Продолжение следует:
В следующей публикации: О доверии в Лидерстве, его создании, потере и восстановлении.

marcia_fb

© Светлана Чумакова, MCC ICF, 2016