Существует множество определений Коучинга. Из наиболее известных:

Коучинг (англ. Coaching) — подход личностного и профессионального развития, формирование которого началось в 70-х годах XX века. Истоки коучинга лежат в спортивном тренерстве, позитивной, когнитивной и организационной психологии, в представлениях об осознанной жизни и возможностях постоянного и целенаправленного развития человека.

Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение. (Тимоти Голви)

Коучинг — это длящиеся отношения, которые помогают людям получить исключительные результаты в их жизни, карьере, бизнесе или в общественных делах. Посредством коучинга клиенты расширяют область познания, повышают эффективность и качество своей жизни. (Кодекс этики коуча, ICF)

Коучинг— инструмент личностного и профессионального развития, формирование которого началось в 70-х годах XX века.

Истоки коучинга лежат в спортивном тренерстве, позитивной, когнитивной и организационной психологии, в представлениях об осознанной жизни и возможностях постоянного и целенаправленного развития человека.

Задача коуча – не научить чему-либо, а стимулировать обучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания.

StatisticsВ чем преимущества коучинга?

Клиенты, использующие Коучинг, отмечают:

  • появление свежих перспектив в отношении собственных возможностей
  • расширение мышления
  • появление новых способов принятия решений
  • повышение уверенности в собственных силах

 

 

Основоположники коучинга

gallwey_ovalУ. Тимоти Голви (W. Timothy Gallwey) — автор концепции “внутренней игры”, лежащей в основе Коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 г.

“Суть всего того, что я узнал, исследуя Внутреннюю игру, можно описать одним предложением: я нашел более удачный путь к переменам.”

WuitmorДжон Уитмор (John Whitmore) — автор книги «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 г. Развил идеи Т.Голви в применении к бизнесу и менеджменту.

“Мы более похожи на желудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом.”

leonardТомас Дж. Леонард (Thomas J. Leonard) — основатель Университета Коучей (Coach University — www.coachu.com), Международной Федерации Коучей (ICF), Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches — IAC) и проекта CoachVille.com.

“Величайшее открытие моего поколения состоит в том, что мы уникальны. Величайшее открытие следующего поколения, я надеюсь, будет в том, что мы едины”

 

Термины, используемые в коучинге:

Коуч (Coach) — специалист, проводящий коучинг.

Клиент — человек или организация, заказывающие услуги коучинга. В терминологии, используемой британскими коучами, человека, получающего услугу коучинга, также называют Coache.

Коуч – сессия — особым образом структурированная беседа Коуча с Клиентом/Игроком.

Профессиональный Коучинг – это партнерские взаимоотношения между Коучем и Клиентом, индивидуально или в работе с командой, по достижению колоссальных результатов, основанных на заявленных Клиентом или командой целях.

Процесс коучинговой сессии:

  • Клиент или группа клиентов выбирают тему сессии.
  • Коуч спрашивает, слушает, наблюдает, помогает проанализировать концепции и принципы, раскрывающие возможности Клиента, планирование действий.
  • В процессе коучинговой сессии Клиент фокусируется на навыках, необходимых для успеха и повышения собственных результатов.
  • Коучи верят в уникальность и высокий потенциал своих Клиентов, в их творчество и находчивость. Коучи поддерживают Клиента в развитии уже имеющихся у него ресурсов и способностей.
  • В результате у Клиента появляется ясность относительно наиболее эффективных путей достижения желаемого результата. Решения обычно формируются из скрытых ресурсов Клиента.

why

 

  • Коуч усиливает индивидуальное и групповое осознание собственных возможностей Клиента, что ведет к более продуктивным жизненным выборам.

  • Коуч помогает Клиенту сфокусироваться на том, что с ним происходит в данный момент и что он может сделать для достижения желаемого будущего.

  • Коучи специально обучаются грамотному слушанию или наблюдению, эффективному использованию методик под потребности конкретного Клиента.

  • Коучи считают, что результативность метода является следствием выборов и действий человека или группы, поддерживаемых специальными коучинговыми методиками и способностями Коуча.

Коуч работает с:

  • людьми, здоровыми и счастливыми в своей жизни, которые не страдают от тяжелых психических и физических заболеваний;
  • людьми, создающими свое будущее, в соответствии со своими сильными личностными установками;
  • людьми, которые хотят увеличить свой доход, больше радоваться жизни, брать все возможное от жизни, работы, бизнеса.

Подход Коуча:

  • помогает Клиенту приобрести новые навыки и средства для организации и развития бизнеса, карьеры и жизни;
  • помогает Клиенту четко осознать свои ценности и привести их в соответствие с целями и желаемым результатами;
  • воодушевляет Клиента на активное поведение, вдохновляет его на действия;
  • поддерживает Клиента в поиске ресурсов для достижения поставленных целей.

Люди нанимают Коуча, потому что:

они хотят больших достижений
они хотят развиваться в различных областях жизни
они хотят достигать этого легче и быстрее

Отличие коучинга от других профессий:

Профессиональный коучинг является самостоятельным подходом, фокусирующимся на раскрытии потенциала личности, достижении высоких результатов и на персональном управлении изменениями. Для понимания того, когда коучинг наиболее эффективен, необходимо отличать его от других сходных профессий, обеспечивающих персональную или организационную поддержку.

  • Отличие от терапии– коучинг сильно отличается от данного направления. Коучинг является профессией, которая поддерживает персональный и профессиональный рост, и позволяет достигать экстраординарных результатов. Эти результаты связываются с успешностью личности. Коучинг работает с будущим. Терапия, в свою очередь, имеет дело отработкой травмирующих ситуаций, внутриличностными и межличностными конфликтами. Терапия фокусируется на разрешении трудностей из прошлого, которые препятствуют эффективному личностному функционированию в настоящем. Терапия улучшает общее психологическое состояние и имеет дело с настоящим, как в личной, так и в профессиональной сферах. Результатом терапии часто является улучшение эмоционального состояния. В коучинге же акцент делается на разработке эффективных стратегий, для достижения специфических целей в рабочей или персональной жизни. Акцент ставится на действие и реализацию.
  • Отличие от консалтинга- Консультанты привлекаются для получения экспертного мнения. Так же существует мнение, что консультант выявляет проблемы и дает рекомендации. Иногда осуществляет решения. Предположение коучинга заключается в том, что индивидуумы или группы способны генерировать свои собственные решения с помощью коуча, использующего конкретные методы.
  • Отличие от наставничества– Наставничество часто путают с коучингом, однако наставник делится своим опытом или долей опыта в специфической области знания, а коуч помогает определять цели. Однако  некоторые коучи используют наставничество, как составную часть их работы, например коучи, обучающие новых коучей.
  • Отличие от тренинга– Тренинговые программы основаны на приобретении определенных навыков, тренируемых в программе.  В коучинговом процессе цели устанавливаются личностью или группой при помощи коуча. Тренер обычно следует установленной заранее программе, коуч же следует за клиентом без строгого плана.
  • Отличие от тренировки- Коуч достаточно сильно отличается от традиционного спортивного тренера. Тренер выступает как эксперт с большим опытом и знанием, ведущий и направляющий поведение индивидуумов или групп. Профессиональные коучи обладают этими качествами, но они используют опыт и знание личности или группы, определяющей направление работы. К тому же, коуч, в отличии от тренера, не фокусируется на неправильном поведении, а фокусирует клиента на его силах и возможностях.